?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у sev_izm в Реконструкция вылетных магистралей. Как это делают власти Москвы
Все началось с нашего Щелковского шоссе. Когда мы узнали, какие грубейшие нарушения закона допустило Правительство Москвы на нашем шоссе, я решил просмотреть, как это было на остальных вылетных магистралях города. Я изучил некоторые данные по 16 вылетным магистралям, и в этой статье я пишу о том, что узнал. Эта статья, конечно, не покрывает все аспекты проводящейся реконструкции, но поднимает ключевые вопросы, касающиеся всех магистралей и всех районов Москвы.

Пост большой, я разбил его на три части:

Фиктивные конкурсы на 6 млрд. рублей
Ускорение реконструкции за счет отказа от публичных слушаний
Как реконструкция магистралей ухудшает условия жизни москвичей

Читайте под катом.


Фиктивные конкурсы на 6 млрд. рублей

Во-первых, у нас есть документальные доказательства, что на 12 магистралях Правительство Москвы провело 12 фиктивных конкурсов на разработку проектной документации, на общую сумму более 6 млрд. рублей (на 4 магистралях пока нет достаточной информации, чтобы сделать выводы). Что такое фиктивные конкурсы? Фиктивный конкурс – это конкурс, по которому работы были выполнены полностью или частично до проведения конкурса. Фактически контракт отдается до конкурса, а конкурс проводится позже, формально. На нем побеждает та самая компания, выполнившая работы.

На всех 16 магистралях победителем конкурсов на разработку проектной документации было ОАО «Мосинжпроект».

allmagistral

Вот признаки фиктивного конкурса, которые можно проследить по датам на документах:
1. Согласование документации в разных инстанциях проведено Мосинжпроектом до даты объявления конкурса.
2. Заявление в Мосгосэкспертизу подавалось Мосинжпроектом до даты объявления конкурса или до даты заключения договора на проектирование.
3. Заключение Мосгосэкспертизы на проектную документацию получено почти сразу после заключения договора на разработку проектной документации (физически невозможно так быстро разработать документацию и согласовать ее).
4. Конкурс на выбор подрядчика по реконструкции магистрали проводился в скором времени после конкурса на проектирование (не соблюдается срок разработки документации по договору).

Все это свидетельствует о том, что конкурс проводился не для выбора подрядчика и определения конкурентной цены, а для формальности.
Ранее я подробно разобрал фиктивные конкурсы по Щелковскому шоссе, Ярославскому шоссе и Можайскому шоссе – Кутузовскому проспекту. По другим магистралям вы можете самостоятельно найти данные по каждому конкурсу, их можно найти на сайте zakupki.gov.ru, и в заключениях Мосгосэкспертизы по каждой магистрали.

Мы видим, что правительство Москвы, в нарушение федерального закона, самовольно передает контракты акционерному обществу, а затем проводит формальные (фиктивные) конкурсы. В начале 2011 года «КоммерсантЪ» писал о том, что Собянин хочет создать в Москве единого оператора по строительству инфраструктурных объектов (новые участки метрополитена, дороги) на базе ОАО "Мосинжпроект". "По 94-ФЗ "О размещении заказов для государственных и муниципальных нужд" все госконтракты разыгрываются на конкурсах, поэтому мэрия ищет варианты, как реализовать эту идею, не нарушая закона",— говорит один из собеседников "Ъ".

Как видим, без нарушения закона 94-ФЗ отдавать конкурсы не получилось. Фактически чиновники превысили должностные полномочия минимум 12 раз, отдавая контракты Мосинжпроекту. Нарушили закон и создали монополию. А зачем такие преференции давать одному проектировщику? Ради блага города? Или у чиновников был в дополнение к этому и свой корыстный интерес? Это вопрос для Федеральной антимонопольной службы.

Во всех конкурсах, где участвовали и другие компании, предложения Мосинжпроекта по цене были наивысшими, а сроки выполнения работ наименьшими (ну конечно, когда уже почти все сделано). «Побеждал» Мосинжпроект за счет квалификации участника – опыта реализации аналогичных проектов.

Вот список компаний, которые участвовали в конкурсах, кроме Мосинжпроекта (в большинстве конкурсов был всего лишь один участник): ООО "ГОЛДЕНБЕРГ", ЗАО "ОКНА МОСКВЫ", ООО "Инжиниринговая компания БИЛЛДЭКС", ООО "Группа развития новых технологий", ООО "СЕНТРОЛ", ОАО "Проекттрансстрой". Можно с уверенностью сказать, что Правительство Москвы «кидануло» этих участников еще в тот момент, когда они подавали заявки – над контрактами уже работал Мосинжпроект, и это видно по датам на документах. Я уверен, что большинство крупнейших проектировщиков были в курсе, что все проекты отдаются Мосинжпроекту (к тому же об этом писалось в газетах), и просто не участвовали в бесперспективных конкурсах.

Но главный вопрос – кто придумал проект реконструкции для каждой конкретной магистрали? Москомархитектура? Специалисты Мосинжпроекта? Почему мы ничего не знаем об авторах столь «замечательных» проектов, которые с легкой руки расширяют шоссе до окон жилых домов, но оставляют то тут, то там «бутылочные горлышки» по 2 полосы?

Почему вместо самого широкого обсуждения, привлечения экспертов по решению транспортных проблем мегаполисов, в т.ч. из-за рубежа, власти Москвы взяли да и отдали все проекты реконструкции одному Мосинжпроекту, который за несколько месяцев (и миллиарды рублей) наклепал целую кучу примитивных по своей идее проектов – расширять везде, где есть место, до самых жилых домов, поставить парочку эстакад, убрать светофоры. Ведь получились же совершенно ущербные для города, для людей, для окружающей среды проекты!

Да и когда им было думать о решении транспортных проблем каждой магистрали, когда на тебе одновременно десяток проектов, а Собянин постоянно кричит: Быстрее! Быстрее! Город задыхается от пробок!
Вот и получили на скорую руку проекты.


Ускорение реконструкции за счет отказа от публичных слушаний

С. Собянин не раз говорил, что надо ускорить темпы реконструкции магистралей. За счет чего было это ускорение?

Во-первых, за счет того, что контракты передавались раньше конкурсов, как уже написано выше.

Во-вторых, за счет исключения публичных слушаний перед разработкой проектной документации по реконструкции магистралей. На публичные слушания выносятся проекты планировки. Значит, нужно было сначала провести конкурс на выбор подрядчика по разработке проекта планировки, сделать этот самый проект планировки и проект межевания. Провести публичные слушания по ним, «потеряв» еще несколько месяцев на публичных слушаниях, внести изменения в проект, утвердить его и только потом переходить к разработке проектной документации.

Вообще-то так и должно быть по закону: в п.11 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ черным по белому написано, что в случае подготовки проектной документации линейного объекта проектная документация разрабатывается на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории. Это требование не было выполнено ни по одной магистрали! Везде проекты планировок разрабатывали позже – иногда через год. И опять мы видим нарушение федерального закона.

Разрабатывать проекты планировки и проводить слушания по ним - это долго, поэтому в мэрии решили пойти по короткому пути – незаконно отказать москвичам в участии в публичных слушаниях по проектам, которые напрямую затрагивают условиях их проживания. А проекты планировки даже не разрабатывали – делали их уже потом, когда велась сама реконструкция.

Из 16 магистралей только на трех состоялись публичные слушания (Можайское шоссе – Кутузовский проспект, Профсоюзная улица, Волоколамское ш.) и еще на двух они запланированы на ближайшее время (Ленинский проспект, Мичуринский проспект). И то на Можайском шоссе – Кутузовском проспекте публичные слушания решили провести после того, как конкурс на выбор подрядчика по реконструкции был отменен, и уже спешить было некуда.

Да и что такое публичные слушания, которые проводятся после того, как проектную документацию уже сделали? Это лишь означает, что к мнению жителей никто особо прислушиваться и не собирается.

На 10 магистралях публичных слушаний не было. А это 62 района Москвы! То есть мэром Москвы нарушены права половины жителей города!

Чиновники пользуются неграмотностью москвичей в области градостроительства, москвичи не знают, что с 2011 года должны проводиться публичные слушания по проектам планировки линейных объектов.

А что говорят чиновники жителям, которые спрашивают, почему у них нет публичных слушаний?
1) Проект реконструкции был предусмотрен в Генплане, публичные слушания по которому были в 2009 году.
2) Реконструкция осуществляется в границах красных линий улично-дорожной сети.

Ни первое, ни второе не имеет никакого отношения к проведению публичных слушаний по проекту планировки линейного объекта. Любого чиновника, который говорит вам эту чушь, можно посадить в лужу простым вопросом: Покажите, пожалуйста, статью в градостроительном кодексе РФ или Москвы, где написано, что публичные слушания по проекту планировки не должны проводиться из-за Генплана или красных линий. И все.

Но поскольку Собянин решил слушания по реконструкциям не проводить (из-за спешки и из-за того, что жители категорически против приближения шоссе к их домам), то чиновники всех уровней придумывают всякие нелепые «отмазки», почему слушаний быть не должно.

При этом обратите внимание, как много сейчас проводится публичных слушаний только по развязкам - на МКАДе и в других местах. Почему? Так ведь там нет недовольных жителей!


Как реконструкция магистралей ухудшает условия жизни москвичей

На каждую реконструкцию Мосгосэкспертизой выдается положительное заключение о соответствии проектной документации всем нормам – строительным и экологическим. Давайте откроем заключения по всем магистралям и посмотрим, что там написано по поводу предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ на границе жилой застройки.

Для некоторых магистралей проводились замеры ПДК диоксида азота, а для нескольких магистралей этих данных в заключении Мосгосэкспертизы вообще нет.

magistrali

Так, из 12 просмотренных заключений Мосгосэкспертизы данных о ПДК вредных веществ нет для 4 магистралей (Щелковское, Ярославское, Балаклавский проспект-Рублевское шоссе, Волгоградский проспект). Для двух магистралей (Рязанский проспект, Варшавское шоссе) указано, что концентрация вредных веществ «в пределах нормативных показателей», точных данных нет.

Для остальных 6 магистралей ПДК диоксида азота превышена – от 1,5 ПДК до 2,1 ПДК на границе жилой застройки. Хуже всего – на Ленинградском шоссе.

Также на всех магистралях, по данным заключений Мосгосэкспертизы, превышены нормы шума в жилой застройке.

Как же им удается приближать магистрали вплотную к жилым домам, якобы, не ухудшая условия проживания людей? Если с шумом все понятно (устанавливают, якобы, шумозащитные окна), то с загрязнением воздуха на всех магистралях они делают интересные расчеты-прогнозы, которые берут «с потолка».

Прогноз первый: ввиду того, что реконструкция избавит шоссе от пробок, то машины не будут стоять, а будут двигаться, что уменьшит выбросы вредных веществ в атмосферу аж на 30%.

Вот только кто сказал, что шоссе поедет, если эти самые проекты не предусматривают устранение «бутылочных горлышек»?

Прогноз второй: выбросы вредных веществ на вылетных магистралях снизятся к 2025 году вследствие введения для автомобилей стандартов Евро 3,4,5. Поэтому ситуация для жителей ближайших домов не ухудшится, а даже улучшится!

(Ну а пока эти стандарты не ввели, жители, видимо, могут потерпеть превышение ПДК диоксида азота в жилой застройке.)

Вот такими нехитрыми прогнозами, взятыми с потолка, Мосинжпроект на бумаге «решил» проблему ухудшения воздуха в жилых кварталах в результате приближения шоссе к домам. В Мосгосэкспертизе эти фантазии, конечно, прошли «на ура». Врочем, в Мосгосэкспертизе пройдет любой бредовый проект, даже если шоссе будет идти сквозь жилой дом или если жилой дом поставить посередине шоссе.

Как вы знаете, на реконструкциях вылетных магистралей уничтожаются сотни тысяч квадратных метров газонов перед жилыми домами. И спиливаются деревья. Я посчитал, сколько точно всего спилено деревьев на 10 магистралях – 17931 дерево (данные заключений Мосгосэкспертизы). А еще по 9 вылетным магистралям данных пока нет. А сколько еще будет вырублено деревьев на других крупных реконструируемых дорогах в Москве (хордах)!

18000 деревьев – целый парк. Но деревья не так ценятся в парке, как на узкой зеленой границе между окнами жилых домов и шоссе. 18000 деревьев защищали москвичей от шума, гари и пыли. Вместо них – новые пластиковые окна.

Больше всего деревьев уничтожено в ВАО – на шоссе Энтузиастов (3425) и Щелковском шоссе (2922).


Выводы

Реконструкция магистралей осуществляется Правительством Москвы с грубейшими нарушениями федерального законодательства, массовыми нарушениями прав москвичей на участие в публичных слушаниях и прав на благоприятную среду. Реконструкция магистралей однозначно ухудшит условия проживания сотен тысяч москвичей, живущих на магистралях, нанесет экологический вред городу. При этом решение транспортной проблемы остается под большим вопросом.

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com